Лакокрасочные материалы: краски, эмали, разбавители

С помощью лакокрасочной отделки можно не только придать строению декоративный вид, но и защитить его от разрушающего воздействия окружающей среды.

Краски

Современная отечественная и зарубежная промышленность выпускает огромное количество видов красок. Поэтому необходимо знать хотя бы основные из них.

Каждая разновидность краски имеет свое назначение: одни пригодны лишь для наружных работ, другие – для внешних, третьи универсальны. Для правильного выбора необходимо знать основу и состав краски, которая будет использоваться.

В этом поможет маркировка, нанесенная на банку.

Основой для красок служат различные олифы или поливинилацетатные эмульсии, а для эмалей и лаков – синтетические смолы. В зависимости от типа пленкообразователя краски классифицируют и обозначают соответствующим буквенным индексом. Индексом из двух букв, стоящих рядом с названием краски, обозначают вяжущее составляющее, входящее в состав краски:

На основе поликонденсационных смол:

  • ГФ – глифталевые лаки;
  • ПФ – пентафталевые лаки;
  • КО – кремнийорганические лаки;
  • ФА – масляно-фенольные лаки;
  • МЧ – мочевиноформальдегидные смолы;
  • МЛ – меламиноалкидные смолы;
  • ПВА – на основе поливинилацетата;
  • ВС – на основе сополимеров винилацетата;
  • ПВС – на основе поливинилового спирта;
  • УР – на основе полиуретанов;
  • МС – на меламиностирольных смолах;
  • АУ – на алкидно-уретановых смолах.

На полиэфирной основе:

  • ЦГ – циклогексановые;
  • ЭП – эпоксидные;
  • ФЛ – фенольные;
  • КЧ – каучуковые;
  • ХВ – перхлорвиниловые;
  • АК – полиакрилатные (акриловые);
  • ВА – поливинилацетатные.

На основе природных смол:

  • БТ – битумные;
  • КФ – канифольные;
  • МА – масляные;
  • ШЛ – шеллачные.

На основе целлюлозных эфиров:

  • НЦ – нитратцеллюлозные (нитрокраски);
  • АЦ – ацетилцеллюлозные.

За названием следуют цифры, указывающие на назначение краски:

  • 1 и 5 – краска предназначена для наружных и внутренних работ;
  • 2 – краска предназначена только для внутренних работ;
  • 0 – для грунтовки;
  • 00 – для шпатлевки.

Если в состав разных видов красок входят одни и те же растворители, разбавители, грунтовки и шпатлевки, такие краски вполне совместимы между собой. Например, краски на олифах (МА), глифталевых (ГФ), пентафталевых (ПФ) и масляно-фенольных (ФА) лаках можно смешивать в различных пропорциях.

Как уже говорилось, существуют краски для внутренних и наружных работ, причем характеристики этих красок различны. Краски для наружных работ успешно противостоят солнечным лучам, колебаниям температуры, влаге, дождю. Таким образом, диапазон возможностей подобных красок значительно шире, чем у красок для внутренних работ. Это означает, что краски для наружных работ применимы для покрытий внутри помещений, в то время как краски для внутренних работ непригодны вне помещений.

В характеристику красок входит также такое понятие, как укрывистость. Оно означает количество краски, необходимое для создания достаточного слоя на поверхности, и измеряется в граммах на 1 м2.

Краски употребляются в двух консистенциях: огрунтовочной (более жидкой) и малярной (нормальной).

Кроме того, на банках с масляными красками есть еще одна цифра, обозначающая качество олифы:

  • 1 – натуральная олифа;
  • 2 – олифа-оксоль;
  • 3 – глифталевая;
  • 4 – пентафталевая.

Масляные краски

Они состоят из пигментов и наполнителей, затертых на олифе с введением добавок или без них.

По ГОСТу выпускают масляные краски следующих марок (в зависимости от типа пленкообразующего вещества):

  • МА-021 – на натуральной олифе;
  • МА-025 – на комбинированной олифе;
  • ГФ-023 – на глифталевой олифе;
  • ПФ-024 – на пентафталевой олифе. Цифра 2 указывает, что краска, разведенная соответствующей олифой, предназначена для любых поверхностей.

Готовые к использованию краски поступают в продажу расфасованными в емкости по 0,5–3 л. На этикетках указано назначение краски, цвет, расход на 1 м2поверхности при однослойном и двухслойном покрытии, применяемые разбавители и др. Следует строго придерживаться этих указаний.

Чтобы сделать краску более жидкой, пригодной для огрунтовки, ее разбавляют растворителями или разбавителями: уайт-спиритом, скипидаром, керосином и т. п.

Краски всех марок имеют следующие цвета (в скобках указана укрывистость краски для малярной консистенции):

  • под слоновую кость (200 г/м2);
  • палевая (160 г/м2);
  • бежевая (120 г/м2);
  • серая (100 г/м2);
  • светло-голубая (100 г/м2);
  • голубая (100 г/м2);
  • синяя (100 г/м2);
  • желтая (140 г/м2);
  • салатная (140 г/м2);
  • фисташковая (135 г/м2);
  • зеленая (100 г/м2);
  • красная (65 г/м2);
  • темно-красная (100 г/м2);
  • коричневая (100 г/м2).

Эмульсионные краски

Эти краски не являются ни масляными, ни эмалевыми, ни клеевыми, они состоят из мельчайших частичек пластмассы, равномерно распределенных в воде. При испарении ее частички пластмассы образуют очень прочную и эластичную пленку. Водоэмульсионные краски обладают рядом преимуществ: их разводят водой, поэтому они не токсичны, потолок и стены, окрашенные этими красками, пропускают пары воды и воздух («дышат»), нанесенные покрытия можно мыть. Они прочнее клеевых, но слабее масляных. Их применяют вместо масляных составов при окраске внутри помещения, что помогает сэкономить на стоимости краски и олифы. Наносить эмульсионные краски лучше при помощи краскораспылителя или поролонового валика.

Перед использованием краску необходимо тщательно размешать, а при загустении – развести водой до рабочей вязкости, добавляя небольшими порциями питьевую соду. Водоэмульсионными красками можно покрывать загрунтованный металл, дерево, картон и даже свеженанесенную штукатурку (вода испарится через поры краски). Они легко наносятся на поверхность кистью, валиком и пульверизатором.

После испарения воды образуется матовое прочное красочное покрытие. Время легкого высыхания поверхности при температуре 18–22 °C составляет не более 30 мин, полного – 1,5–2 ч. При добавлении пигмента можно получить краску любого цвета. Рекомендуется наносить ее в 2 слоя, причем второй – после высыхания первого.

Водоэмульсионные краски обладают высокой укрывистостью, которую можно увеличить еще больше, если добавить в краску немного мела и скипидара – в этом случае получится паста (особенно хорошо покрывать ею деревянные поверхности). 1 кг эмульсионной краски достаточно, чтобы покрыть поверхность площадью 5 м2.

Наконец, водоэмульсионные краски можно наносить на поверхности, ранее покрытые эмалевыми, масляными и клеевыми красками. При этом нельзя забывать, что водоэмульсионные краски можно наносить на клеевые только в том случае, если не использовались купоросная и квасцовая грунтовки.

Выпускают краски следующих марок:

  • Э-ВА-27, Э-ВА-27А, Э-ВА-27АПГ – на основе поливинилацетатной эмульсии;
  • Э-КЧ-26, Э-КЧ-26А – на основе стиролбутадиенового латекса;
  • Э-ХВ-28 – на основе смеси латексов стиролбутадиеновых;
  • СВХ-1 (сополимер хлористого винила с винилиден-хлоридом).

Краски имеют следующие цвета:

  • Э-ВА-27А, Э-ВА-27, Э-КЧ-26А, Э-КЧ-26 – белый, светло-серый, песчано-серый, светло-бежевый, бледно-кремовый, светло-желтый, песчаный, буковый, коричнево-оранжевый, бледно-гороховый, слоновой кости, гороховый, бледно-оливковый, бледно-фисташковый, кабачковый, бледно-зеленый, серо-голубой, серовато-гороховый;
  • Э-ВА-27АПГ – белый, светло-розовый, светло-желтый и др.;
  • Э-ХВ-28 – светло-серый, светло-бежевый, бежевый, песчаный и др.

Укрывистость – от 70 до 220 г/м2. Срок хранения – 6 мес со дня выпуска.

Краски подобного рода обладают целым рядом следующих положительных качеств:

  • не токсичны;
  • пропускают воздух и пары воды;
  • после полного подсыхания слоя краски стену можно мыть;
  • оптимально подходят для использования внутри помещений;
  • экономичность: 1 кг водоэмульсионной краски хватает для окрашивания площади в 5 м2.

Водоэмульсионные краски бывают следующих марок:

  • на основе эмульсии – ПВАЭ-ВА-27, Э-ВА-27А, Э-ВА-27АПГ;
  • на основе стиролбутадиенового латекса – Э-КЧ-26, Э-КЧ-26А;
  • на основе смеси латексов стиролбутадиеновых – Э-ХВ-28;
  • сополимер хлористого винила с винилиденхлоридом – СВХ-1.

Эмали

Красочные составы, приготовленные путем растирания смеси из пигментов и лаков на специальных краскотерках.

В отличие от масляных красок пигмент для них растирают на специальных краскотерках и разводят не на олифе, а на масляных лаках. В продажу эти краски поступают в готовом для использования виде. При длительном хранении они могут загустеть, поэтому их разбавляют различными растворителями. Ими рекомендуется окрашивать стены в кухнях, санузлах и других местах с повышенной влажностью.

Эмаль общего назначения ГФ-230 (глифталевая) предназначена для внутренних работ, кроме окраски полов. Перед применением ее разбавляют до малярной консистенции уайт-спиритом, скипидаром или их смесью. Выпускают эмаль 21 цвета.

Укрывистость зависит от цвета и колеблется от 30 до 130 г/м2. Наносится кистью, валиком или краскораспылителем. Срок высыхания – 24 ч. Гарантийный срок хранения – 12 мес со дня изготовления.

Эмаль ПФ-133 (пентафталевая) применяется для окраски предварительно огрунтованных или металлических поверхностей в 2 слоя. В умеренном климате сохраняет защитные свойства не менее 5 лет.

Перед употреблением ее разбавляют до малярной консистенции сольвентом, ксилолом или смесью одного из них с бензином-растворителем.

Выпускают эмаль 15 цветов. Наносят кистью или краскораспылителем. Укрывистость зависит от цвета и колеблется от 20 до 120 г/м2. Срок высыхания – 2 ч.

Эмаль ПФ-115 используется для окраски металла, дерева и других материалов, подвергающихся атмосферным воздействиям. Наносят в 2 слоя. Сохраняет защитные свойства в умеренном климате не менее 5 лет. Перед употреблением разбавляют до малярной консистенции уайт-спиритом, скипидаром или их смесью в соотношении 1: 1. Впускают эмаль 24 цветов.

Укрывистость эмали зависит от цвета и колеблется от 30 до 120 г/м2. Наносят кистью или краскораспылителем. Срок высыхания от 8 до 24 ч. Гарантийный срок хранения – 12 мес со дня изготовления.

Эмаль ПФ-223 применяют для окрашивания дерева и металла внутри помещений по грунту и без него. Разбавляют до малярной консистенции бензином-растворителем, ксилолом, сольвентом или их смесью. Выпускают эмаль 17 цветов. Ее укрывистость зависит от цвета и колеблется от 20 до 240 г/м2. Срок высыхания этой эмали составляет от 30 до 36 ч. Гарантийный срок хранения – 6 мес со дня изготовления.

Эмаль ПФ-253 предназначена для покрытия полов по подготовленным поверхностям в 2 слоя с помощью кисти. Разбавляют бензином-растворителем или скипидаром. Сроки высыхания разные, зависят от толщины нанесенного слоя и температурных условий.

Эмаль ПФ-126 продают в комплекте с сиккативом НФ-1 (на 100 массовых частей краски 4 массовые части сиккатива, ускоряющего твердение).

Наносят кистью или валиком в 2 слоя с промежуточной сушкой 30 минут. Поверхность предварительно грунтуют разбавленной эмалью, разбавитель – уайт-спирит.

Эмали ГФ-230 и ПФ-560 выпускают разных цветов. Условия подготовки поверхности, выдержки те же, что и для эмали ПФ-126. Разбавители – уайт-спирит, скипидар, РС-2.
Можно добавить не более 5 % сиккатива (№ 64).

Эмаль для пола ПФ-226 перед красками подобного типа (ПФ-253) имеет преимущества в отношении твердости, водостойкости, износостойкости, укрывистости и времени высыхания пленки. Эмаль дает блестящую поверхность и полностью высыхает за 24 ч.

Эмаль ФЛ-254 выпускают на феноломасляном лаке и используют для окраски пола. Имеет более высокие качественные показатели по сравнению с пентафталевыми эмалями для пола по скорости высыхания, твердости, блеску, износостойкости. Специально для окраски столярных изделий (окон, дверей) выпускают белую эмаль ПФ-14. Достоинством ее является то, что краска не стекает с вертикальных поверхностей, легко наносится кистью или валиком в 1 слой и высыхает при комнатной температуре в течение 30 мин.

Сухие краски

Сухие краски, или пигменты, представляют собой тонкомолотый порошок, который разводят связующими материалами для получения готовой к использованию краски. Они бывают искусственными и естественными (минеральными).

Большинство пигментов можно использовать в водных окрасочных составах, но не все в масляных и эмалевых, известь и мел – только в водных.

Все виды пигментов должны быть помолоты таким образом, чтобы при просеивании через мелкое сито они проходили полностью, без остатка. Чем тоньше помолоты пигменты, тем выше их качество и наоборот.

Сухие краски не изменяют своего цвета под действием солнечного света, при многократном увлажнении и высыхании, а также при воздействии на них щелочей. Они обладают хорошей укрывистостью, которая выражается количественным содержанием пигмента (в граммах), необходимым для покрытия 1 м2поверхности так, чтобы нижележащий слой не просвечивал. Чем выше укрывистость пигмента, тем меньше его требуется на 1 м2поверхности.

Для получения окрасочного состава (колера) того или иного цвета или оттенка приходится применять один или несколько пигментов. При этом необходимо помнить, что всыпать сухие пигменты в окрасочные составы не рекомендуется, так как практически невозможно хорошо размешать их, вследствие чего они будут оставлять полосы на окрашиваемой поверхности. Поэтому пигменты предварительно замачивают в воде, перемешивают и процеживают через частое сито. Затем вливают в состав тонкой струйкой, тщательно перемешивая.

Пигменты бывают самых разных цветов. К белым пигментам относятся известь, мел, белила. Воздушную известь применяют для окрашивания наружных и внутренних поверхностей. Гашеную известь можно смешивать с пигментами, которые при этом не изменят своего цвета (охра, умбра, сурик, окись хрома, сажа, жженая кость; известковые: синие, красные, желтые). Гашеную известь применяют в виде теста. Комовую известь (кипелку) гасят, заливая водой (1 часть извести на 3 части воды), тщательно все перемешивают и процеживают через сито. Для работы известь разводят водой до густоты молока.

Мел бывает белым с желтоватым или сероватым оттенком и выпускается в виде больших комков или молотый. Каждая из этих разновидностей имеет 3 сорта. Для побелки нужен отмученный мел тонкого помола. Его можно получить из любого мела крупного помола следующим способом: 1 часть мела заливают 3 частями воды, тщательно перемешивают, процеживают через частое сито, сливают в другую посуду и оставляют для отстаивания.

После оседания мела воду сливают и снимают сверху примерно половину его, просушивают, толкут и просеивают через частое сито.

Белила – порошки тонкого помола белого цвета, получаемые при перемалывании прокаленного металлического цинка, углекислого свинца, титановых руд, литопона. Применяют белила для приготовления масляных красок и шпатлевок. Укрывистость белил составляет: титановых – 50–75 г/м2, цинковых – 100–110 г/м2, литопоновых – 120 г/м2, свинцовых – 200–300 г/м2.

К желтым пигментам относят охру, кроны. Охра – краска желтого цвета с различными оттенками. Устойчива во всех отношениях. Если ее хорошо прокалить на огне, становится коричнево-красной и называется жженой охрой, или чернядью. Укрывистость – 65–90 т/м. Кроны – краски от лимонного до оранжевого цвета. Укрывистость – 110–190 г/м2.

К синим пигментам относятся ультрамарин и лазурь. Ультрамарин (синька) имеет зеленый и синий оттенки. Широко применяется в меловых и известковых окрасочных составах. Укрывистость – 50 г/м2. Лазурь – совершенно синяя краска. Применяют ее только в масляных и эмалевых красках. От воздействия солнечных лучей темнеет. Для усиления цвета добавляется в небольших количествах в сажу. Укрывистость – 10–60 г/м2.

К красным пигментам относятся сурик железный, сурик свинцовый, мумия, киноварь. Сурик железный – краска кирпично-красного цвета. Укрывистость – 20 г/м2. Сурик свинцовый – краска красно-оранжевого цвета. Ядовита, поэтому для внутренних работ не применяется. Укрывистость – 100 г/м2. Мумия – краска от светло-красного до темно-красного цвета. Бывает искусственная и естественная, малоустойчива. Сначала дает яркие оттенки, но со временем темнеет и становится темно-бурой. Укрывистость – 30–60 г/м2. Киноварь – краска разных оттенков. Устойчива к кислотам и щелочам, меняет цвет под воздействием солнечных лучей. Укрывистость – 80–120 г/м2.

К зеленым пигментам относятся хромовые зелени, зелень свинцовая. Хромовые зелени (окиси хрома) представляют собой смеси желтых кронов с лазурью, причем изменяя количество лазури в смеси, можно получить различные оттенки. Укрывистость – 40 г/м2. Зелень свинцовая – смесь желтых и синих красок, в частности желтого крона с лазурью. Укрывистость – 28–70 г/м2.

К коричневым пигментам относятся умбра, сиена жженая. Коричневый цвет – спокойный, сдержанный, вызывает ощущение тепла, способствует созданию спокойного, мягкого настроения, однако некоторые оттенки его могут вызвать мрачные мысли.

Умбра – краска коричневого цвета, имеет различные оттенки. После обжига становится красновато-коричневой. Ее укрывистость – 40 г/м2. Сиена жженая по своим свойствам близка к охре. Применяется главным образом при отделке различных поверхностей под дуб или ясень. Укрывистость небольшая.

К черным пигментам относятся сажа, перекись марганца, древесный уголь и графит. Сажа – черная краска, получаемая путем сжигания нефти или газа. Легкая, смешивается только с маслом, клеевым или мыльным раствором. Укрывистость – 15 г/м2. Перекись марганца – природный минерал. Хорошо смешивается с водой. Укрывистость – 40 г/м2. Древесный уголь и графит после измельчения и просеивания через мелкое сито могут быть использованы в качестве черной краски. Укрывистость графита – 30 г/м2.

К металлическим пигментам относятся бронзовые и алюминиевые порошки, которые применяются в основном для окраски металлов. Их укрывистость составляет 3–4 г/м2.

Такие пигменты, как сажа ламповая, перекись марганца, киноварь, мумия, сурик железный, охра, сиена, умбра, окись хрома, ультрамарин, лимонный, оранжевый, алый и бордо, можно применять во всех окрасочных составах. Остальные – только в клеевых и эмульсионных.

Сухие краски бывают разных цветов: белого, желтого, синего, коричневого, красного, черного.

К белым краскам относятся мел, белила, известь. Мел выпускается в виде больших белых комков или порошка сероватого или желтоватого оттенка. Обе эти разновидности бывают 3 сортов. Для побелки стен подходит только мел тонкого помола, по консистенции напоминающий муку высшего сорта.

Известь используют для окрашивания не только внутренних стен, но также и наружных.

Гашеную известь можно смешивать только с такими сухими красками, которые при этом не изменяют своего цвета.

К таким пигментам относятся сурик, охра, умбра, жженая кость, а также известковые краски синего, красного и желтого цветов.

Белила – тонкомолотый порошок белого цвета, получающийся в результате перемалывания прокаленного металлического цинка, углекислого свинца, литопона и титановых руд. Обычно белила используются для приготовления шпатлевок и красок на масляной основе.

Для того чтобы приготовить колер нужного цвета, смешиваются 2, 3 или более пигментов. Но не следует забывать о том, что смешивать можно не все краски. Например, цинковые белила нельзя соединять с киноварью ртутной, лазурью и цинковой желтой, белила свинцовые – с белилами литопоновыми, ультрамарином; крон желтый – с киноварью ртутной; цинковую желтую – с фиолетовым ультрамарином и кобальтом синим.

Практически со всеми красками можно смешивать зелень изумрудную, охру, мумию, сиену, сурик железный, марс желтый, малахит, виноградную черную.

Краски на основе клея

Все клеевые краски отличаются высокой водопроницаемостью и образованием на окрашенной ими поверхности матового пористого слоя. Все это ведет к низкой влагостойкости этих красок и ограничению диапазона их применения.

Еще один существенный недостаток клеевых красок – это неспособность хоть сколько-нибудь противостоять атмосферным воздействиям. Они быстро разрушаются на открытом воздухе, так как относятся к разряду водорастворимых составов.

Плохо разведенная клеевая краска оставляет после высыхания на потолке характерные дефекты: наплывы, разводы и следы от кисти или валика.

Ее минусы можно перечислять и далее, но даже у клеевой краски имеются положительные качества. Это прежде всего возможность нанесения на влажную поверхность (она высыхает прямо под клеевым покрытием, что невозможно при использовании всех других типов красок) и малое время высыхания.

Эти составы не меняют цвета и оттенка, хорошо сцепляются с поверхностями из любых материалов и, что тоже весьма важно, обладают определенной теплотой цвета. Кроме того, клеевые краски сравнительно дешевы, а окрашенные ими поверхности легко подновить или перекрасить, размыв предыдущий слой водой.

Практика показала, что недостатков у этих составов все-таки больше, нежели достоинств, так что использование клеевых красок ограничивается только декоративным оформлением помещений.

Краски водно-дисперсионные

Для окраски стен и потолков в последнее время стали использоваться различные водно-дисперсионные и поливинил-ацетатные краски.

Основной компонент таких лакокрасочных материалов – водный раствор полимеров (в современных красках это, как правило, синтетические латексы).

У традиционных лакокрасочных материалов пленкообразующими составляющими служат лаки, растворенные в органических растворителях.

Этот вид красок используют для нанесения покрытий на бетонные, гипсовые, каменные и оштукатуренные поверхности. Расход водно-дисперсионной краски при двухслойном покрытии – 150–200 г на 1 м2.

Если необходимо получить цветное покрытие, то в краску можно добавить водный краситель, гуашь или специальные пигментные пасты.

Для устойчивости в краску добавляют диспергаторы, эмульгаторы, антивспениватели и мел. Водно-дисперсионные краски отличаются от клеевых тем, что окрашенные этими составами поверхности в случае необходимости можно мыть.

Для внутренней отделки помещений применяют краску ВД-ВА-224.

Краски известковые

Краски на основе извести нашли широкое применение из-за сравнительной дешевизны. Покрытия из них представляют собой рыхлый слой с высокой воздухопроницаемостью, но тем не менее довольно стойкий к воздействию и перепадам температур, а также к повышенной влажности. Если при нанесении известковой краски на стену или потолок заранее не добавить в состав олифу или соль, то такая поверхность всегда будет пачкать руки и одежду.

Сиккативы

Сиккативы – это специальные добавки, которые вводятся в малярный состав, чтобы повысить декоративность и водостойкость получаемого покрытия, сократить сроки высыхания и твердения масел, масляных красок, олиф и лаков. Их добавляют в основу от 15 до 150 г на 1 кг взятых материалов. Избыточное количество сиккатива ускоряет высыхание, однако покрытие при этом становится более хрупким. По возможности лучше обойтись без дополнительного добавления сиккатива.

Светлые сиккативы добавляют в светлые краски, темные – в темные.

Отечественная промышленность выпускает сиккативы следующих марок: НФ-1,2, НФ-4, НФ-5. Они успешно сохраняются в течение 6 мес.

Растворители и разбавители

Выше говорилось о том, что если, например, загустела эмалевая краска, применяют растворители или разбавители. Растворители – это органические соединения, в составе которых представлены один, два и более компонентов. Они представляют собой жидкости, используемые для растворения природных и синтетических смол, а также для доведения красочных составов до рабочей густоты. Помимо этого, растворители применяются для разбавления загустевших лакокрасочных материалов.

Все хорошие растворители обладают следующими качествами: инертность (они не вступают в реакцию с лакокрасочными материалами), летучесть (для полного испарения в процессе высыхания лакокрасочного слоя).

По степени активности растворители разделяют на 3 группы: высшую, среднюю и малую.

Простые растворители (к ним относятся скипидар, этил-ацетат, ацетон, амилацетат, дихлорэтан, уайт-спирит, сольвент каменноугольный технический) представляют собой органические вещества в чистом виде, используемые для растворения пленок или приготовления смесей. Помимо этого, растворителями пользуются для отмывания кистей, валиков и некоторых других малярных инструментов.

Скипидар

Скипидар – бесцветная или лимонного, красноватого или красно-коричневого оттенка жидкость с запахом сосновой смолы, предназначенная для разбавления и ускорения высыхания. Ее добавляют в масляные краски.

Очищенный скипидар ускоряет высыхание масляных красок. Плохо очищенный, наоборот, замедляет.

Это легковоспламеняющаяся жидкость, получаемая путем сухой перегонки сосновой древесины (древесный скипидар) или смолы хвойных деревьев (живичный скипидар). Древесный скипидар (неочищенный) должен пройти еще и дополнительную обработку, в результате которой содержащиеся в нем окрашивающие вещества будут удалены.

Для проверки скипидара на пригодность его смешивают с равным количеством олифы и наносят на поверхность. Спустя сутки на окрашенной поверхности должна остаться прочная пленка.

Живичный скипидар, или терпентиновое масло, отличается менее резким запахом, большей чистотой и легкостью.

Скипидар применяют не только для растворения масляных, алкидных лаков и красок, но и для обезжиривания поверхностей. Для работы это самый подходящий растворитель, дорогостоящий, но хорошего качества.

Бензин и керосин

Бензин и керосин применяются как растворители для некоторых видов смол, для мытья рук, инструментов и для других целей.

Уайт-спирит

Уайт-спирит – продукт перегонки нефти, нечто среднее между тяжелым бензином и тракторным керосином. Он представляет собой прозрачную бесцветную жидкость, применяемую в качестве растворителя для нитрокрасок и некоторых смол. Широко применяется для растворения масляных красок; при добавлении к краскам, олифе и лакам его количество нужно ограничивать до 10 % от общей массы красочного состава.

Для малярных работ следует применять высшие сорта и соблюдать осторожность.

Ацетон

Ацетон – наиболее хороший растворитель для нитрокрасок.

Ацетон, амилацетат, этилацетат – растворители, применяемые для нитрокрасок.
Поскольку эти вещества очень легко смешиваются с водой, нужно следить за тем, чтобы она не попала в них: это вызовет побеление прозрачной пленки. Если добавить в состав этих веществ растворители из бутилового спирта, то блеск лаковой пленки только улучшится.

Сольвент каменноугольный технический

Это смесь ароматических углеводородов, получаемых в коксохимическом производстве в процессе ректификации очищенных фракций сырого бензола. Сольвент – прозрачная бесцветная жидкость, выпускается 3 марок – А, Б, В. Они различаются между собой температурой кипения, плотностью, небольшими колебаниями содержания фенолов и серы.

Сольвент – высококачественный растворитель, однако его токсичность не позволяет использовать это вещество достаточно широко. Сольвент применяют лишь для разведения пентафталевых и глифталевых красок.

Дихлорэтан – бесцветная слабовозгораемая жидкость с запахом хлороформа, желтеющая под действием солнечных лучей. При работе с ним необходимо пользоваться резиновыми перчатками, так как он сильно раздражает кожу рук.